Рисование пастелью.

О пастели стоит сказать отдельно, так как это материал особенный, пригодный как для графических, так и для живописных работ.
Начнем с графики. Очень эффектно смотрятся пастельные работы, выполненные на тонированной бумаге, сквозь которую немного просвечивает фон. Принцип декоративной пастельной работы на темной бумаге – оставить более прозрачные или вовсе не закрашенные участки темной бумаги в местах, где нужна тень, или вовсе подчеркнуть только блики и ярко выраженные света, таким образом, словно фонариком подсветить будущее изображение словно барельеф супер-ярким фонариком.
В пастели стоит придерживаться того же принципа, что и в акварели: начинать со светов, постепенно переходя к теням. Так как пастель – тоже прозрачный материал, и пройтись темным оттенком по светлому проще, чем наоборот. Однако закрепив основной слой лаком для волос, можно смело брать в руки самые светлые цвета и расставлять блики и искры по всему рисунку. Оттенки пастели так же, как и другие краски, могут между собой смешиваться при наложении и растушевке. Художники, работающие с пастелью, очень любят оставлять местами текстуру бумаги, не «причесывая» весь рисунок, особенно если хотят подчеркнуть разницу между передним и дальним планами.

Работа участницы взрослого курса. Пастель.

Однако, пастелью можно рисовать и на белой бумаге (подойдет картон, тонкую бумагу не берите). Когда художник стремится к реалистичности, он работает по всем тем же принципам, что и с красками, аккуратно растушевывая гладкие участки (например, небо или воду), прорисовывая четкими контурами лишь те элементы рисунка, которые и должны быть четкими (ветки деревьев, растительность и т.д.). При должной сноровке и опыте работы с пастелью, можно добиться потрясающей реалистичности изображения. Пастель была одним из любимых материалов импрессионистов в Европе девятнадцатого века, в частности за естественную мягкость цветов и возможность рисовать довольно крупными «точками», коротенькими штрихами от пастельного мелка, которые сливаются «в кашу» на близком расстоянии, но складываются в изящную картинку при рассматривании работы издалека. Такого же эффекта они добивались, работая мелкими мазками с помощью масляных красок.

Пастель может быть материалом очень благодатным, или нелюбимым, если использовать ее без четкой цели и понимания ее свойств. Одна из самых распространенных ошибок тех, кто берет пастель в руки впервые – стремление обвести каждый предмет контуром. Это лишает изображение объема, делает его плоским и, что самое обидное, такую ошибку не всегда можно исправить. Вспомните, как мы рисуем яблоко акварелью – начинаем со света, переходя к более темным участкам, но не обводим одним цветом его контур. В пастельных рисунках стоит придерживаться того же принципа.

Добавить комментарий