Как создать объем предмета. Основные понятия о светотени

Рисуя объемный предмет простым карандашом, мы изображаем не сам предмет, а лишь свет и тень, окружающий его. Эту мысль стоит очень четко понимать, работая как в графике, так и в живописи. Чем ярче свет, тем гуще будет тень, и темных цветов в живописи, густых теней в графике бояться не стоит. Однако, создавая тень, важно помнить о чистоте цвета и штриха, но о главных ошибках мы поговорим чуть позже.
Наверняка все замечали, как изменяется вид предметов в зависимости от освещения. При ярком свете тени гуще, при рассеянном освещении, например, в пасмурный день, мир становится плоским и однотонным, без выраженных акцентов.

Итак, из чего состоит освещение предмета.

Первое, что мы видим – это блик. Супер-яркое пятно, иногда буквально режущей глаз яркости, иногда с четко видимыми краями, иногда без них. Блик – это «вспышка» на самой выдающей части предмета, находящейся ближе всего к источнику света. Обычно блики – это самые светлые и яркие части рисунка. Второе – это сам свет, освещенная часть предмета. Свет падает на выдающиеся части предмета, выхватывая рельеф и объем предмета со стороны источника света.
Третье – это полутон. Среднее состояние предмета, в котором проявляется его «настоящий» цвет или тон, так сказать, нейтральный тон предмета в вакууме без направленного источника света. Тон предмета, каким бы его нарисовал ребенок, ничего не знающий о светотени.
Тень – это обратная часть освещенной части предмета, ее противоположная сторона. Следующая грань кубика, нижняя половина шара, в тени оказывается самая удаленная от источника света часть предмета. Как мы уже поняли, именно тень задает объем. Она очень важна!
Рефлекс. Это маленький, вредный кусочек света, про который все вечно забывают. Он прячется прямо под тенью, в самом краю неосвещенной стороны предмета. С противоположной стороны освещенного солнцем яблока, в самой густой тени, по кромке, по самой границе видимой части яблока проляжет полоска света. Это и есть рефлекс, а на самом деле – отражение. Так в предмете отражается свет, упавший на окружающую среду.
И завершает эту сложную конструкцию падающая тень – тень, отбрасываемая предметом на пространство вокруг предмета. Если кубик стоит на столе, на него светит лампа слева, то справа обязательно появится падающая тень, и это будет самый темный участок изображения. При этом падающая тень тоже не однородна. У самого предмета она очень темна, и к концу видимой границы иногда и вовсе растворяется, становясь все светлее.

Натюрморт с корытом. Уголь, сепия., крафтовая бумага. Мария Меллис.

Начинающим художникам стоит запомнить на веру, но лучше присмотреться и убедиться самим. Блик всегда светлее света. Свет светлее полутона, полутон светлее тени, тень светлее падающей тени, рефлекс темнее света, но светлее полутона.
А чтобы от этой науки не лопалась голова, запомнить нужно только одно право: верить можно только своим собственным глазам, тому, что мы видим, но не тому, что мы знаем о предметах. Мы привыкли думать, что вода в озере голубая. Но у кромки берега она может быть и черно-зеленой, и может быть ослепительно белой, бликуя от солнца, и может быть нежно-розовой, отражая закат. Нужно смотреть своими глазами, как ребенку, подробно себе объяснять, какой именно цвет я вижу, а точно ли этот цвет? Так может выясниться, что обычный лимон желтенький лишь на свету, а в остальных местах – серо-буро-малиновый, так как отражает драпировку и баклажан, который соседствует с ним по натюрморту.
Кое-что о шриховке.
Штриховка – главное оружие и инструмент классического рисовальщика. Несколько вещей, которые стоит запомнить. Штриховать можно под углом приблизительно 45 градусов. Больший наклон (под прямым углом к бумаге) не даст вам провести линию ровно и четко, а меньший (параллельно бумаге) наведет грязь, потому что штриховать будет не кончик грифеля, а его плоскость, что неправильно. Штриховать нужно в одном направлении, линии могут пересекаться, но общее направление всегда одно – если уж влево, так влево, немного подвинуть линии, создавая следующий слой можно, но кардинально менять направление штриховки нельзя. Штриховка должна быть выполнена тонкими, ровными линиями. Научиться хорошо штриховать вам поможет только одно – бесконечная практика. Начните штриховать на кусочках «обраток» во время телефонных переговоров в офисе или дома. Штрихуйте везде и всегда, и только практика даст вам желаемый результат. И помните о движении руки. Движение от запястья даст вам ровную, но короткую линию. От локтя – длиннее, и от плеча – совсем длинную. Не пытайтесь нарисовать очень длинную линию вдоль всего листа бумаги, двигая рукой только в запястье – получится «волосатая» линия. Учитесь вести линии в один прием, не повторяя ее много раз, избегайте рваности края, один контур – одна линия, один штрих – одна линия. Это залог чистоты вашего карандашного рисунка.

 

Рисунок вверху статьи взят отсюда

Добавить комментарий