Декоративная графика. Особые материалы.

В этой части работы мы поговорим о еще одном виде графики, который мы в нашей студии любим особенно нежно. Для работ в этом стиле приготовьте все ваши самые милые материалы: гелиевые ручки, линеры, цветные карандаши, акварельные карандаши, перышки и чернила с тушью, маркеры (подойдут и очень модные сегодня маркеры на водной основе, жутко дорогие и обладающие большим ассортиментом цветов, они пришли к художникам от дизайнеров и иллюстраторов глянцевых изданий). И даже фломастеры доставайте!
Главный козырь декоративной графики – это орнамент. В общем-то, весь рисунок такой работы складывается в своеобразный орнамент. Мы поговорим по порядку обо всех материалах и стилях.

Линеры, тушь/перо, ручки.
Начнем с более традиционных техник: линеры, тушь и перо, ручки (гелиевые и шариковые). Главное отличие – такой штрих не сотрешь, не перекрасишь. У художника, рисующего такими материалами, должна быть очень твердая, уверенная рука. Набивается рука, как мы помним, бесконечными упражнениями в рисунке, набросками и скетчами. Что из этого выбрать, художник решает сам, у пера есть одно преимущество – оно чувствительно к нажиму, но работа с пером требует сноровки, получиться может не сразу, а от случайных клякс не застрахован никто. Для пера покупается тушь обыкновенная (жидкая) типа «Гамма» или чернила в канцелярском отделе. В остальном различий между линерами и перьями, всем остальным нет никаких. Я лично очень люблю работать именно линерами.
Создав предварительно рисунок простым карандашом, художник переходит к работе основным материалом, стоит помнить, что рисунок должен быть еле виден, ни в коем случае не жмите на карандаш, по жирному карандашному следу ни тушь, ни чернила не лягут, не говоря уже о том, что вся работа будет выглядеть грязной. Не забывайте подкладывать под рабочую руку листок чистой тонкой бумаги, чтобы не заляпать белый лист отпечатками пальцев.
Проработка изображения начинается с контура, создав линейный рисунок, художник переходит к заполнению, аналогу покраски, но вместо цветов или пятен у художника есть лишь штрих (очень аккуратный), точки и узоры. Штриховка тушью/линером может быть не только в едином направлении, как в академическом рисунке, но и крест-накрест, если такое решение оправдано с точки зрения общего облика рисунка. Штриховка может быть выполнена даже точками! Иногда место, где на предмет падает тень, художник заполняет не штриховкой, а узорами: народными или выдуманными. Так же орнамент может выполнять и просто декоративную функцию фона или окраски предметов. Следите, чтобы линии на вашем рисунке были ровными, гладкими и о возможности замкнутыми, отрывистые, пунктирные штрихи вместо контура выглядят неаккуратно и допустимы лишь в особых случаях. Так же важно заранее выбрать подходящий сюжет для вашего будущего рисунка. Старайтесь выбирать такие идеи, в которых есть где поковыряться с мелкими штриховочками, точечками, закорючечками и прочими узорчиками. Запаситесь терпением! Такие работы требуют много времени и усидчивости, но результат оправдывает средства. Хорошо подходят сюжеты из сказок, фантастические и реальные пейзажи с обилием растительности, цветы, сухоцветы, кружевные детали, ярко выраженные текстуры – дерево, холст, узорчатая ткань, плетение корзинки. А еще очень полезно пролистать несколько книжек по народным промыслам разных стран и поизучать этнические орнаменты.

Цветные карандаши.
Моя любимая тема и мой любимый материал, если кто-то считает, что это сугубо для детей, то этот кто-то очень ошибается. Первое – карандаши должны быть хорошими, у меня два набора фирмы KOH-I-NOOR, обычные и акварельные, для меня пока оптимальное сочетание цены и качества. Карандаши тоже прозрачный материал, и с ними доступны и штриховки, и линии-орнаменты, и даже лессировки. Карандашами можно рисовать в любых условиях, хоть на пляже, хоть в кафе, при хорошем наборе цветов и некоторой технике можно научиться карандашами создавать очень реалистичные изображения. Кстати, цветные карандаши – любимый художественный материал модельеров, рисующих свои эскизы! Карандаши по-разному ложатся на гладкие и шероховатые текстуры, очень хорошо смотрятся на бумагах с оттенком, но слишком темных цветов бумаги лучше избегать, потому как некоторые оттенки будут выглядеть блекло, или же сочетайте их с более мягкими и яркими материалами вроде пастельных карандашей или пастели. Кстати о сочетаниях. Цветные карандаши могут очень красиво оттенить вашу черно-белую графическую работу, и таким образом получится рисунок, напоминающий иллюстрацию из книги или кадр из мультфильма.
Кроме того, цветные карандаши могут служить идеальным дополняющим материалом: расставить тени, рефлексы, добавить какие-то мелочи на любом акварельном рисунке – с эти карандаши справятся идеально! А акварельные карандаши, которые растворяются от соприкосновения с водой – это вообще целая отдельная наука. Пятно, заштрихованное акварельным карандашом на плотной бумаге можно смочить при помощи чистой влажной кисточки и превратить в совершенно акварельное на вид пятно. Конечно же полностью акварель такие карандашики не заменят, но с ними доступны все те же приемы, что и с акварелью, и, например, сделать цветную подложку для графического цветочного скетча можно именно с их помощью. Главное – потренируйтесь сначала на черновике.
Отдельно нужно сказать о белом карандаше, который присутствует фактически в любом наборе. Его наличие может показаться странным, ведь его след на белой бумаге не виден. Во-первых, он прекрасно виден на тонированной, тоже коричневатой крафтовой бумаге, во-вторых, белый карандаш может немного осветлить оттенок другого цвета, и третье, самая важная функция белого карандаша – это миксер. Если вы начнете плотно закрашивать белым карандашом границу между пятнами двух других цветов, вы увидите, как постепенно переход из резкого превращается в плавный.

Маркеры и фломастеры.
Это современный материал, дающий богатые возможности тем, кто любит рисовать «на бегу». Раньше под словом маркер мы подразумевали толстый, «бронебойный» фломастер для особо обширных работ вроде стенгазет или выделитель для текста, а цветовой диапазон маркеров был невелик. Поэтому всерьез как художественное средство их мало кто рассматривал. В недавнем прошлом на рынке художественных товаров появились особые маркеры, с богатой цветовой палитрой и очень хорошими живописными свойствами, но с одним существенным минусом – довольно высокой ценой.
Художественные маркеры бывают нескольких типов: на водной основе и на акриловой. Первые прозрачны и нужны для рисования иллюстраций, скетчей, интерьерных эскизов. Вторые не прозрачны и пригодятся для росписи стен, граффити, работы по керамике и другим поверхностям. Некоторые маркеры могут создавать эффект акварели, растворяются водой после нанесения на бумагу, оттенки можно смешивать между собой, а иногда такие маркеры имеют сменные наконечники в виде кисточек и другие аксессуары. Часто у маркеров есть возможность заправки заканчивающихся цветов, в целом — это довольно универсальный инструмент, как для художника, так и для иллюстратора. Но у маркеров есть несколько особенностей. Цвета на наконечнике стержня и высохшие цвета на бумаге могут различаться, к ним, как и к любому материалу, нужно приноровиться. Существует много производителей художественных маркеров и в них не мудрено запутаться, но в таком случае вам на помощь придут многочисленные обзоры маркеров разных фирм в Интернете или консультация грамотного продавца в художественном магазине. И все же стоит помнить, что полноценную живопись они не смогут заменить, так как их палитра все же ограничена, даже в больших наборах, и смешивать их так же разнообразно и богато, как профессиональные акварельные краски, не получится при всем желании. И по-прежнему не очень доступная цена тоже многих останавливает. В остальном это интересный материал, с которым доступны многие живописные приемы, в том числе рисование слоями «лессировка» и многие другие. Так же маркеры отлично сочетаются с другими материалами – ручками, тушью, линерами, цветными карандашами, могут оттенять акварель и не требуют возни с банками воды, кистями и палитрами.


Что касается фломастеров, все прекрасно знакомы с ними со школы: яркие, доступные, мгновенно засыхающие. Кроме шуток, ими не стоит пренебрегать: иногда они могут оттенить акварельную иллюстрацию, или рисунок цветными карандашами. Черный фломастер в аккуратных руках способен заменить линер, ими можно подчеркивать супер-темные объекты (например, зрачки), используя более натуральные оттенки (не кислотно-желтый или розовую фуксию, хотя все зависит от творческой задачи), можно иногда даже незаметно подправить мелкие детали в акварельных или акриловых работах. Хотя создать полноценную художественную работу только ими, в отличие от маркеров, вряд ли получится, но опытный художник может нарисовать что угодно чем угодно, и это правда.

Все рисунки — Мария Меллис

Добавить комментарий