Графика. Мягкие материалы: пастель, уголь и другие.

Мы разобрали основные понятия об академическим рисунке и построении, и теперь переходим к другому типу графики, который очень близок к быстрой, эскизной работе. Используя карандаши, можно создавать «живописные» зарисовки, подбирая яркие, контрастные сюжеты – ярко освещенные солнцем пейзажи, растения, деревенские домики и городские строения, животных, и, конечно же, портреты. Но если главное оружие «академиста» — штрих, то в эскизной графике во главе угла пятно. Принципы светотени все же, но работая с пятном, мы понимаем, что его быстрее и выразительней можно сделать с помощью материала, который сам по себе шире и мягче, чем грифель карандаша. Наши очень древние и далекие пра-пра-родственники, создавшие шедевры наскальной живописи использовали именно такую манеру работы, можно сказать, что рисование угольком у любого человека зашито в подсознании.

Уголь, сепия, соус, сангина, сажа и т.д.
К таким материалам относят все «мелки». А среди них много видов разных художественных материалов: уголь и белый уголь, сепия, сангина, соус, терракота, сажа, умбра, собственно пастель и много других материалов. При экстремальных условиях даже уголек из костра может подойти (а вот кальянный уголь лучше не трогать). Кстати, к этой же категории можно отнести некоторые виды маркеров. Все этим материалы бывают в форме мелков или карандашей с очень толстыми грифелями. Часто их используют для быстрых набросков, которые не столь тщательно прорисованы, ведь толстый мелок не всегда может провести тонкую линию. Так что же остается у художника, когда у него забрали тонкие линии и штрих? Остаются пятна теней и блики света, которые он может перенести на лист бумаги, и мы увидим очертания предмета только лишь по теням, падающим на него. Для таких работ художники часто выбирают тонированную бумагу, и изначальный фон тоже имеет значение. На темной бумаге художник может выделить только пятна света, или же сделать инверсионный рисунок, где тени выкрашены ярким цветом, а на месте света остаются участки темного, не закрашенного фона бумаги.

Раковина. Работа участницы взрослого курса. Пастель, цветная бумага.

Мягкие графические материалы – ваши друзья для быстрых рисунков, для набросков и эскизов, они не требуют особой подготовки (вам не нужна вода и палитра, кисти и особые условия). Их можно носить в маленьком пенальчике, имея небольшой альбом, и рисовать в любом удобном месте. Не забудьте приобрести для мягкой графики несколько кусочков формопласта, очень мягкого, янтарно-прозрачного ластика, который впитывает уголь или сепию, а не развозит их по листу, как обычный ластик.
Многие начинающие и опытные художники очень любят мягкие материалы за их податливость и простоту в обращении. Стоит лишь немного потренироваться, понять, как ведет себя материал на бумаге, и уже начинают получаться милые скетчи, отличающиеся высокой контрастностью, сквозь мягкое покрытие сангины или угля красиво проступает рельеф бумаги, а там, где нужно, мягкий «мелок» можно растушевать пальцем, кистью или формопластом. В отличие от академической штриховки, в мягкой графике растушевка пальцем вполне допустима. У любого «мелка» есть три основных штриха: тонкая линия от острой грани мелка (не бойтесь их ломать, это нормально, если, это, конечно, не пастельные или угольные карандаши), плотное закрашивание с нажимом средней, притупленной гранью мелка и или широкий, полупрозрачный штрих, когда мелок кладут на бумагу плашмя и ведут линию-пятно, шириной равную длине мелка.

И еще одна хитрость для всех мягких материалов. После завершения работы или даже завершения одного слоя работы (прямо как в лессировке), с расстояния примерно в 30 см покройте ваш лист слоем самого дешевого и крепкого лака для волос, мелки перестанут смазываться.

Добавить комментарий