Академическое построение предметов.

С чего начать и как сделать фигуру пропорциональной.
Построение любого объекта на вашем рисунке – это своего рода смесь урока геометрии, черчения и изобразительного искусства. В построении структуры предмета, еще до начала его «раскрашивания», то есть штриховки и придания объема, от изобразительного искусства останется только лишь понятие перспективы. Как мы знаем, инженеры в чертежах перспективой пренебрегают, поэтому многие предметы, изображенные в изометрии (в объеме без соблюдения перспективы) кажутся нам не настоящими. Чтобы понять, что такое перспектива, нам довольно вспомнить дурацкие фотографии из разряда «это я на море кусаю солнышко» или «а это я держу на ладони свою невесту». Если же вам такие «шедевры» обошли стороной, тогда представьте себе, что вы стоите в начале прямой дороги, уходящей в горизонт, а вдоль нее стоят столбы. Из них ближайшие к вам будут многометровой высоты, а самые дальние будут казаться точками. Искажение предмета в зависимости от его удаленности от смотрящего – и есть перспектива. Ее не видят, вернее, не воспринимают дети, они, как правило, рисуют свои выдуманные сюжеты так, что и деревья, и машины, и подъемный кран, и мама – все одного размера на листе. Так и правда проще, но не правильней.
И вторая важная вещь, которую следует понять при построении любого объекта. Каждый предмет, любой формы, даже ассиметричный, имеет свою центральную ось. Именно с нее начинается построение. Имея дело с натюрмортом из нескольких яблок и кувшина, мы начнем работу с квадрата основания и центральной оси кувшина и задания на глаз примерной его высоты (ли ширины), чтобы она вписалась в наш лист, и была пропорциональна всему натюрморту.

От одно из взятых на глаз параметров (высоты или ширины) кувшина мы совершаем остальные пропорциональные замеры пропорций. Вытянув руку (полностью! Не сгибая в локте!) с карандашом и прищурив один глаз, мы можем навести карандаш на кувшин и понять, что мы видим: высота кувшина умещается в расстояние от кончика грифеля до середины карандаша. В этом месте зажимаем карандаш ногтем (можно царапнуть дерево в этом месте). Переносим это измерение на яблоко, и прикидываем, сколько же яблок влезет в отмеченную высоту кувшина. Допустим, мы понимаем, что яблоко короче кувшина в пять раз. Все перепады высоты мы помечаем вспомогательными тонкими линиями перпендикулярно основной оси. И далее, имея одну абсолютную высоту мы сможем построить пропорции всех остальных предметов.
Это довольно сложная часть обучения изобразительному искусству.

Учиться построению лучше всего с преподавателем, в худшем случае – по видео урокам из интернета, но в там случае вы вряд ли сможете адекватно оценить, есть ли у вас ошибки.
Но, даже не владея навыками построения в полной мере, вы сможете развить свой глазомер, и в скоро времени «на глаз» определять пропорции предметов. Заниматься построением скучно, и читать о нем скучно, и даже писать о нем – скучно, но это крайне важная часть обучения, которая поможет вам обрести уверенность в своей работе, чувство реальных размеров предметов, все люди, деревья, животные, здания и любые другие предметы автоматически начнут получаться у вас «на своем месте». Поэтому освоить хотя бы азы построения нужно любому, кто хочет научиться рисовать, но начинать с этого процесса не стоит, переходя к нему уже чуть познакомившись с живописными техниками. Чтобы не отбить желание рисовать сразу:)

 

Рисунок взят отсюда.

Добавить комментарий